Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Происшествия2 апреля 2018 10:17

Пропавший сухогруз молчит уже 11 дней

Что вырубило всю электронику и связь на современном корабле? Связано ли это с визитом «людей в черном»? Этими и другими вопросами задалась наш спецкор в Швеции Наталья Грачева
Источник:kp.ru

Власти Швеции и России разыскивают пропавшее по дороге в Алжир судно. Полиция королевства, получив задание расследовать нападение в шведских водах на "Arctic Sea" (оно сопровождалось захватом и пытками российского экипажа), связывалась с моряками, обменявшись с ними несколькими электронными письмами. Руководство компании Solchart, в управлении которой находится судно, и сотрудники службы безопасности этого предприятия успели подробно опросить команду.

Как сообщил «КП» Виктор Матвеев, директор Solchart, позже были получены даже снимки членов экипажа, получивших увечья. 29 июля радары опять «потеряли» судно, в порту назначения оно не появилось (прибытие ожидалось 4 августа). Повторилась та же ситуация, что и между островами Готланд и Эланд. «Arctic Sea» безуспешно вызывают по всем средствам связи.

- Могли ли все виды связи одновременно «вырубиться», и легко ли их отключить? - спрашиваем Виктора Матвеева.

- Современное судно — это сложное инженерное сооружение, напичканное электроникой, радионавигационными приборами. Лишь суперспециалисты могут вывести их из строя, тем более — одновременно.

- Поступали ли к вам за последние сутки какие-то дополнительные сведения?

- О пропавших моряках пока не было известий. Поиск ведется.

Европейские специалисты подчеркивают, что если бы судно потерпело крушение или пошло ко дну, с борта был бы автоматически подан сигнал тревоги.

В Швеции продолжается следствие, опрашиваются свидетели: работникам правоохранительных органов позвонило несколько человек, находившихся во время захвата «Arctic Sea» сравнительно близко от судна. Некоторые из них заметили в районе, где происходило нападение, мощную надувную моторку черного цвета. Полиция и береговая охрана надеются на помощь военных, попросив оборонное ведомство предоставить им материалы Центрального управления морской охраны, касающиеся всего судового движения у острова Готланда. Если удастся обнаружить рядом с лесовозом лодку, просмотрев компьютерные архивы, то можно будет проследить и ее путь. Возможно, она направилась от «Arctic Sea» к какому-то другому судну.

В разговоре с корреспондентом «КП» Виктор Матвеев подчеркнул, что никто не видел, на чем «люди в черном» прибыли к сухогрузу — нападение на вахтенную команду произошло внезапно, «бригада» появилась практически бесшумно. Группа захвата, несомненно, очень хорошо натаскана и в военных, и в технических дисциплинах. А моторку удалось заметить (кстати, она была уже вдали) только после того, как бандиты покинули борт ”Arctic Sea”. Напомним, что когда об июльской трагедии сообщила «КП» (31.07.2009), информация показалась настолько невероятной, что многие в ней усомнились. Шведские СМИ назвали историю «мистерией», а некоторые российские газеты - «сомнительными слухами».

Можем заверить, что сведения относительно событий в шведских водах, поступили, что называется, «из первых уст». Нам известны и некоторые дополнительные факты, которые пока разглашению не подлежат. Газета участвует в расследовании, о ходе которого будет информировать читателей.

Нельзя не напомнить о том, что за всем этим детективным сюжетом стоят люди — российские гражданские моряки и их близкие, для которых каждое неосторожное слово, каждое необдуманное предположение может стать ударом. Именно поэтому мы с такой осторожностью пользуемся имеющимися у нас сведениями и хотим заверить: есть все основания предполагать, что экипаж жив. Будем надеяться и ждать.

Наши версии

Попробуем проанализировать загадку с двух сторон - «нападения» и «защиты».

Нападавшие: десяток хорошо вооруженных профессионалов высочайшего уровня, большинство из которых очень хорошо говоило по-английски, а несколько — с тяжелым, нескандинавским нерусским акцентом. Привлечь их внимание к лесовозу могло лишь нечто очень ценное, или — если это были спецслужбы — представляющее крайнюю опасность.

Насколько известно «КП», пиломатериалы на борту «Arctic Sea» (принадлежат они деревообрабатывающему предприятию Stora Enso и оцениваются в 300 000 евро) были тщательно и плотно упакованы, незаметно «подложить» что-то по пути из Финляндии было крайне сложно.

«Люди в черном» не ограбили судно, не забрали с собой деньги и ценности, что, несомненно, выделяет их из разряда обычных бандитов. Операция длилась более полусуток, значит, находившиеся на борту «гости» не боялись, что их заметят с других судов на крайне оживленном судоходном участке, что «засечет» береговая охрана или схватят шведские полицейские. Они не могли не знать, что лесовоз уже ищут — ведь он пропал, как говорится, «со всех экранов» — но ничуть не беспокоились. Их не тревожило и то, они и их средство передвижения «засветятся» на мощных приборах шведских военных.

Ничего не взяв с сухогруза, преступники, теоретически, могли сами подложить нечто — например, запрограммированное взрывное устройство — но если бы таковое сработало, повредив, скажем, обшивку и послужив причиной затопления, то специальные судовые системы, которые к тому времени уже работали, послали бы сигналы. И, наконец, могли ли «черные» по какой-то причине оставаться на лесовозе вплоть до 29 июля, запугав команду и заставив ее членов передавать на берег сведения «под диктовку»? Это маловероятно (хотя и во все остальное было трудно поверить).

Пострадавшие: 15 российских моряков под флагом иностранной державы и с руководством в другой иностранной державе. Второй помощник сумел послать SMS своей техслужбе в России, в Архангельске — значит, имел (или неожиданно получил) такую возможность. То есть, бандиты чего-то не учли, или сами хотели, чтобы сведения дошли «до начальства». На один из звонков по телефону решился ответить капитан, он подтвердил факт захвата. Это слышали «пришельцы», быстро прервавшие разговор, но не поспешившие после «утечки» сбежать с лесовоза.

Освободившись, моряки сразу доложили обо всем своему руководству. Возможно, у них были основания не доверять шведской полиции. «Пираты» действовали настолько умно и быстро, что поначалу экипаж мог решить: это - дезинформированные, действующие «по ошибочной наводке» спецслужбы. Не следует забывать, что команда «Arctic Sea» - не военные, а сугубо-штатские люди, абсолютно не готовые ни к отражению подобных атак, ни к быстрому анализу «боевых условий». Показания их выглядели достоверно — именно поэтому Швеция и начала следствие.

Управляющая компания не скрывала произошедшего, подняв по тревоге власти трех стран — Мальты, под чьим флагом ходит лесовоз, Швеции и России — и потребовала решительных действий по расследованию факта захвата и нанесения увечий своим морякам. Более того, директор Матвеев при первом же к нему обращении четко ответил на все вопросы «КП», поставив таким образом в известность о несчастье российскую общественность. Как известно, до этого действовал запрет полиции.

Выводы: Одно из двух: или на «Arctic Sea» находился невероятный по значимости груз, о котором «пострадавшей стороне», скорее всего, даже не было известно, или некие мощные силы пытаются оказать давление на владельцев судна - компанию, в управлении которой находится лесовоз, запугать, вынудить к чему-то. Возможно также, что в деле замешан владелец официально зарегистрированного груза пиломатериалов — Stora Enso.

Телефонная связь с лесовозом была по крайней мере до 31 июля

Финские СМИ активно обсуждают «дело Arctic sea». Как следует из некоторых публикаций, не все виды связи на борту функционировали, когда лесовоз решился продолжить путь после нападения на него в шведских водах. Как могло судно остаться на маршруте, если выход в море с подобными неисправностями категорически запрещен? - задают вопрос финны. Автор материала, опубликованного в «Хельсингин Саномат», намекает на бездействие шведской полиции, заметив, что ее теперешнее расследования можно сравнить со следствием по делу Улофа Пальме. Работа к тому же ведется в строжайшей тайне, что дает повод для появления всевозможных слухов. В понедельник, 10 августа, «КП» связалась с пресс-службой Управления криминальной полиции Швеции — и неожиданно получила важное уточнение. Вот краткое интервью, которое дала пресс-секретарь Ильва Вуксби.

- Есть ли какие-то новости?

- Никаких. Но следствие продолжается.

- Говорилось, что появились свидетели, возможно, видевшие нападавших.

- Было несколько обращений к нам по поводу того, что в районе замечена черная лодка. Мы с этими показаниями работаем.

- Сколько человек в Швеции занято расследованием этого дела?

- Могу сказать только, что задействовано несколько служб.

- Вам, как сообщалось, удалось связаться с экипажем «Arctic Sea» по электронной почте. Когда вы контактировали с командой в последний раз?

- Да, электронные сообщения были. Но в последний раз мы говорили по телефону — с одним из членов команды, 31 июля. Больше, к сожалению, я ничего не могу добавить.

Значит, не все виды связи были выведены из строя 29 июля (эта дата называется как день исчезновения «Arctic Sea»)? О чем шел разговор, и в каком положении находилась команда? Увы, ответа на последний вопрос получить пока не удалось.