Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество2 апреля 2013 16:40

То, что прошел Золотухин, должно стать примером для всех, кто боится мечтать

Актер стремился к невозможному с детства: врачи утверждали, что он никогда не сможет ходить [видео]
Спектакль "Десять дней, которые потрясли мир" американского журналиста Джона Сайласа Рида (1887-1920) в театре на Таганке.

Спектакль "Десять дней, которые потрясли мир" американского журналиста Джона Сайласа Рида (1887-1920) в театре на Таганке.

Фото: РИА Новости

Сейчас, когда Валерия Золотухина не стало, все его женщины, родные и близкие люди, мы, журналисты, говорим о его бесчисленных ролях в кино и театре (их он за всю жизнь сыграл порядка 100), о том, каким он был отцом, мужем, другом... Но, то, как героически, превозмогая физическую неполноценность, он шел к своей детской мечте, почти не вспоминают, а зря. При жизни актер немало говорил об этом в интервью, об этом много написано, но в те дни, когда страна прощается с кумиром, хочется напомнить о том, какой нелегкий путь преодолел Золотухин. Может, кого-то его история научит мечтать.

Родился Валерий Золотухин в деревне на Алтае 21 июня 1941-го. На следующий день из всех радиоприемников страны донесся голос Левитана... После войны, когда жизнь начала налаживаться, папу Золотухина избрали председателем колхоза, мама продолжала работать в поле, мальчуган подрастал... Но в семье случилась беда. Семилетний сорванец выпал из окна на втором этаже и сильно повредил коленку. Тогда ни родители, ни деревенский фельдшер вовремя не забили тревогу. Когда спохватились, наскоро поставили диагноз, загипсовали ногу и забыли про мальчишку. Но нога, закованная по щиколотку в гипс, вместо того, чтобы заживать, дико чесалась. Валера, мучаясь, ухитрился карандашом расчесать зудящие места и нарушить целостность фиксирующей повязки. Чем и спас самого себя. Врачи уже городской больницы ахнули, когда вынуждены были снять гипс: под ним образовалась опухоль, завелись вши. Первоначальный диагноз был ошибочным, еще немного, и пришлось бы ампутировать ногу. Специалисты диагностировали мальчишке страшный туберкулез кости и констатировали, что самостоятельно ходить он не сможет никогда.

Дальше - серьезные операции и восемь лет на костылях. Одна нога была короче другой. А для некоторых учителей и ребят, с которыми Валерий учился в школе, стало открытием то, что мальчик передвигался на костылях. Золотухин, комплексуя, прятал их перед уроками под лестницей, превозмогая себя, хромал и прыгал между партами, терпел насмешки однокашек, дожидался окончания учебного дня и тайком ковылял с костылями домой.

И всегда знал, - несмотря на то, что по признанию самих учителей, не ходил у них в любимцах, он будет артистом. Спустя годы его педагоги говорили: мол, всегда верили, что Золотухин станет человеком. Вот только сам Валерий этой «веры» не чувствовал. В собственный талант верил только он сам.

После того, как окончил школу, несмотря на хромоту и совершенное отсутствие каких-либо накоплений для жизни в столице, поехал покорять Москву и поступать в ГИТИС. И поступил, пройдя традиционно высокий конкурс! Причем преподаватели отделения оперетты, студенты которого должны не только петь, но и танцевать, благодаря множеству ухищрений Золотухина и не догадывались, что их ученика врачи когда-то «приговорили» к пожизненной инвалидности... Ему было очень тяжело идти вровень с обыкновенными здоровыми ребятами-сокурсниками. Но он выдержал.

В 23 года он сыграл в своем первом спектакле «Добрый человек из Сезуана» водоноса. Когда ему было 30, на советские экраны вышел «Бумбараш».

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ В Театре на Таганке простились с Валерием Золотухиным

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ

В Театре на Таганке простились с Валерием Золотухиным