Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды29 июля 2014 22:00

«Тихий Дон»: Сергей Урсуляк снимает русского Гамлета

Журнал «Телепрограмма» стал свидетелем того, как рождается масштабная экранизация одного из самых остроактуальных романов Шолохова [фото]
Съемки идут в станице Вешенская - на родине автора романа «Тихий Дон».

Съемки идут в станице Вешенская - на родине автора романа «Тихий Дон».

«Тихий дон» Михаила Шолохова экранизировали не раз: в 1930-м был снят немой фильм, в 1958-м свой взгляд на роман представил Сергей Герасимов, а в 1992-м Сергей Бондарчук снял свою версию фильма, это была его последняя работа. Монтировал ее уже сын Федор. Сейчас на родине Шолохова - в станице Вешенская Ростовской области - над собственным проектом «Тихий Дон» работает Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Жизнь и судьба»).

- Для нас не было принципом снимать именно в Вешенской, где жил и творил Михаил Шолохов, - объясняет Урсуляк. - Проще было отснять все в Подмосковье. Важно совсем другое - подлинность! Просторы, земля, природа - это должно помочь и актерам, и нам. Самое главное, что мы не обманываем самих себя. Если снимаем Дон - вот (показывает рукой) Дон, степь - вот она, яр - вот он. Я надеюсь, зритель почувствует эту подлинность.

Главных героев - Григория Мелехова и Аксинью - режиссер увидел в молодых актерах Евгении Ткачуке и Полине Чернышовой.

Главных героев - Григория Мелехова и Аксинью - режиссер увидел в молодых актерах Евгении Ткачуке и Полине Чернышовой.

Почти год художники тщательно выстраивали декорации - хуторские домишки обнесли забором из лозы.

- Плетеные изгороди нам готовили местные умельцы, - объяснил художник-постановщик проекта Алим Матвейчук. - Это целая наука: жесткие ветки можно загибать только во время сокодвижения - то есть когда вода начинает активно двигаться внутри растения, весной или летом.

Деревянные колодцы, калитки, телеги, ворота, лодки, тут целая деревня стоит! Так на голых просторах степи и возник хутор.

- Мы называем его Пески, кодовое название такое, - смеются декораторы.

Вторая локация - на другой стороне Дона. Там, на живописном высоком откосе, поставили хаты Мелеховых и Астаховых. Художники поработали еще более основательно - обставляли дома изнутри и дворы тоже. Чтобы подлинно оформить интерьер, на площадку пригнали две фуры с утварью - эти вещи нашли у коллекционеров, местных жителей, в музеях - и заполнили ею дома. Горшки, чугунные сковородки, скатерти и пожелтевшие занавески, пяльцы, гармошка, сундуки, старые вещи - в таких хатах впору открывать музей краеведения. В архивах Урсуляк с командой провел не один месяц: изучал сохранившиеся фотографии, эскизы нарядов, по которым заказывали костюмы, предметы быта, консультировался по поводу традиций и обычаев казаков.

Никите Ефремову досталась роль Митьки Коршунова.

Никите Ефремову досталась роль Митьки Коршунова.

Третий объект съемочной площадки развернули в станице Еланской, где проживает меньше сотни человек. Там зрители увидят лавку Мохова и дом Кошевого. Чуть поодаль, возле церкви, выстроили здание правления и несколько дворов с калитками. Местные дома, которые имеют относительно современный вид, слегка додекорировали, состарили и подремонтировали.

- Кому-то даже крупно повезло, - считают киношники. - Мастера и крыши подлатали, и щели замазали, и заборы поправили.

- Мы и шагу не можем ступить без консультантов! - смеется Урсуляк. - Они постоянно присутствуют на площадке и внимательно наблюдают за всем. Соответствие пород лошадей, казацкой формы, правильно ли актеры крестятся, здороваются, готовят вареники, ходят - на все это мы берем «благословение» у экспертов.

Обязаны «Тихому Дону» жизнью

В картине задействованы как известные актеры - Сергей Маковецкий (Пантелей Прокофьевич), Людмила Зайцева (Ильинична), Никита Ефремов (Митька Коршунов) и Александр Яценко (Михаил Кошевой), так и молодые.

- Мы не стали гнаться за фамилиями, - поясняет Урсуляк. - Важно было найти внутреннее соответствие содержанию романа. На роль Григория Мелехова мы утвердили Евгения Ткачука (сыгравшего до этого главную роль в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика». - Авт.): в нем есть нерв, юмор, страсть, сильное мужское обаяние. Он мне напоминает молодого Володю Машкова. На роль Аксиньи пригласили Полину Чернышову - она только окончила Щукинское училище, в ней есть очень богатая природа, внутренняя глубина. Артисток с губами у нас много, а вот играющих и живущих в кадре почти нет.

«Просторы, земля, природа - это должно помочь и актерам, и нам», - уверен режиссер.

«Просторы, земля, природа - это должно помочь и актерам, и нам», - уверен режиссер.

К слову, к актерам режиссер не менее требователен. Мужчины на площадке учились работать шашкой и скакать на коне. Женщины - всем навыкам деревенского быта: вязание, пряжа, дойка коров.

- Хотя актеры у нас проходили многомесячный курс подготовки, - продолжает режиссер, - есть вещи, которые им не под силу. Например, сложные трюковые сцены. В одной из таких одна бричка обгоняет другую - это очень непросто сделать. До и после обгона бричку вели артисты, а в самый сложный момент их подменяли дублеры.

Многие лошади, кстати, обязаны «Тихому Дону» жизнью - для съемок у местных выкупили восемь лошадей донской породы, которые должны были пойти на колбасу.

Пока Сергей Маковецкий, отклеив усы, лакомится мочеными арбузами и пирожками - их каждый день поставляют на стол героям, Никита Ефремов смолит папироску в кадре. На нем плотно сидящая фуражка и крупные капли пота. Жара!

- Природа очень часто вмешивалась в процесс, - вздыхая, признается художник-постановщик. - Было такое пекло, что у бричек ссыхались колеса, поэтому мы их на ночь клали в бочку с водой. А если становилось вдруг холодно, то пытались греться у инфракрасных обогревателей.

Сергей Маковецкий часто снимается у Урсуляка. В этой ленте он сыграл Пантелея Прокофьевича Мелехова.

Сергей Маковецкий часто снимается у Урсуляка. В этой ленте он сыграл Пантелея Прокофьевича Мелехова.

«Пора бы и освежить историю»

Работая над «Тихим Доном», Урсуляк идет четко по сюжету романа, помня, конечно, о предыдущих экранизациях.

- Советские фильмы были сняты давно, пора бы и освежить историю, - уверяет Урсуляк. - Глупо, конечно, соревноваться с Герасимовым или с Бондарчуком. Мы не снимаем историю про правоту или неправоту советской власти, наши герои - люди, которые жили своим миром и могли быть счастливы. Мы встречаем их в 1912 году - все они друзья, любят друг друга, готовы к большой длинной жизни. Но проходит 10 лет, и их мечты приходят к краху только потому, что в дело вмешалась злая сила. Это про то, как легко от счастья перейти к несчастью. В центре романа - фигура Григория Мелехова, русского Гамлета. Человека, живущего страстно, искренне, ищущего правду и не находящего ее ни на той, ни на другой стороне.

Планируется, что многосерийный фильм выйдет в эфир на канале «Россия» в следующем году, к 110-летию со дня рождения Михаила Шолохова.