Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Туризм14 августа 2014 12:16

Еду в Крым, потому что там я свой!

Когда в социальные сети поставил статус "завтра в Крым", количество комментариев за сутки зашкалило за сотню: от ярко выраженного негодования и порицания до восхищения и предложения взять с собой красивую и одинокую...[дневник читателя «КП», фото]
Игорь КИТИКОВ (читатель "КП" из Минска)
Игорь КИТИКОВ (читатель "КП" из Минска) в Крыму

Игорь КИТИКОВ (читатель "КП" из Минска) в Крыму

Всем написавшим комменты посвящается...

Провожая на железнодорожном вокзале в Минске, дочка назвала нас авантюристами, а ее друзья высказались, что "там сейчас беспонтово, потому что нет тусняка". Кстати, слово «авантюрист» в большинстве языков не несет негативной окраски, в них он скорее искатель счастья, приключений и даже землепроходец.

Поезд «Минск-Симферополь» отправляется вовремя, билеты на двоих в плацкарте стоят 1,5 млн. белорусских рублей (чуть больше 5000 в российской валюте). Ну а дорога, если взять с собой интересную попутчицу (а такая имеется - едем с женой отмечать «атласную свадьбу»), закачать в телефон парочку бестселлеров, подсобрать «ссобойку» из мяса, хлеба, ягод и их производных, может показаться даже короткой - 28 часов. Век гаджетов ощущается в вагоне. Никто не пьет пиво, не достает заготовленную снедь, даже не знакомится и не спрашивает: "Куда едете". Ритуал поездного знакомства остался в прошлом. Все заняты гаджетами, ноутбуками, айфонами и прочими электронно-силиконовыми патефонами. Играют, звонят, пишут смс-ки, некоторые даже пытаются работать. В вагоне только девять человек пересекали белорусско-украинскую границу. Кроме таможенников и пограничников нас проверяли солдаты из спецподразделения с автоматами наперевес и штык-ножами на поясе.

Предложили открыть рюкзачок, стоявший у ног. Когда я стал доставать пакетики с домашней колбасой и полендвицей, завернутой в марлю, аромат деликатесов пополз по вагону. На лицах бравых вояк появились легкие улыбки, перемешанные с выражением тоски по жене и детям. Мне даже показалась, что после того, как они извинились, ребята постарались быстрее убежать, чтобы не показать слез тоски.

Первая станция после границы - Щорс. В вагон заходят три "валютчика", предлагают обменять гривны, доллары, рубли, продать украинские симки, пополнить счет. Девушка из соседнего купе сбегала на перрон и за беларуские рубли купила пиво и воду. Бабка с велосипедом в руках, нагруженным домашней едой на продажу, тоскливо заглядывает в окна вагонов. Бюст Щорса, взирающего прямым укором на немногочисленных пассажиров: за что боролись...

Украинская граница перед Крымом. Веселою толпой в вагон заходят пограничники, заигрывают с девушками, мешают друг другу. Чувствуется, что они не профи, скорее всего партизаны, призванные из запаса. На соседних путях стоит поезд с беженцами из Луганска. Много детей и стариков, из вагонов не выходят. Вагоны как новые, так и совсем ржавые, видно, собирали всем миром. Состав охраняют автоматчики в разной форме, от советской до натовской. Граница кажется игрушечной, но как только наш поезд въезжает на крымский перешеек, видим блок-посты с пулеметными гнездами, БТРы с пушками, врытый по башню танк. Приходит понимание, что и граница, и война не игрушечная, кровь - не чернила, не смоешь, а если смоешь, то не оживишь. Это не компьютерная игра...

Вспоминаю свое армейское прошлое: Рудитис - лабус, Корец - москаль, я - бульбаш, Дудник - хохол, все друзья, и никаких обид. А сейчас брат воюет с братом. Поистине, мир сходит с ума.

Симферополь встречает российским триколором и тремя таксистами на каждого отдыхающего. Как и бабки на украинских перронах, они ждут каждый поезд с надеждой, что вот-вот прорвет. Не прорвало... Хотим добраться в Партенит, поселок у Аю-Дага на южном берегу Крыма, который находится между Алуштой и Ялтой. Отдыхающие там, в основном семейные, называют его волшебным. Садимся в комфортабельный микроавтобус, десять долларов за 70 км. Однако 20 минут прождав, так и остаемся единственными пассажирами, желающими уехать. В микроавтобусе некомплект, из-за чего вынуждены идти на автостанцию, а там очередь человек пятнадцать, билет порядка семи долларов.

В это время диспетчер объявляет, что отправляется троллейбус Симферополь-Ялта. Запрыгиваем в салон этого электрического динозавра (такие ползали по Минску в восьмидесятых), и за три доллара на двоих через час прибываем на место. В течение получаса находим квартиру: стильный ремонт, современная бытовая техника, интернет, три минуты до моря, две - до рынка, уровень 3-4 звезды, 17 долларов в сутки.

Море встречает ультрамариновым цветом, струящимся со дна ароматом свежести и йода, бодрой температурой 21-22°, ласковым солнышком, время от времени прячущимся за легкие облака, и почти пустыми пляжами. В полупустых пляжах есть свой шарм. Однажды мы пришли на пляж вечером полюбоваться закатом и оказались одни. И я выпалил экспромтом: «Дорогая, я выкупил пляж для нас на весь вечер!».

Жена улыбнулась: «Это так романтично!»

"Сейчас Крым - это неактуально", - скажут некоторые, - "Вот Турция, Болгария, Египет - там и сервис лучше, и цена такая же». Не знаю, везде есть плюсы и минусы. В Крыму я свой. Мне нравится утром сходить на рынок, поторговаться и похвалить горячих парней с Кавказа за баранину: «Уважаемый, пять лет у тебя покупаю, такой вкусной ни у кого нет!» И продавец - пожилой азербайджанец - как молоденькая девочка закатывает глазки от уважения к самому себе. Раздувает грудь, подтягивает живот и представляет себя если не баем, так председателем колхоза времен развитого социализма, или на худой конец хозяином отары откормленных овец.

А цены?! Свинина, говядина, баранина 200-300 российских рублей. Курятина 120-150 целковых.. «Держатель отары» отвечает, что торг уместен, и сам начинает скидывать цену. Или пофлиртовать с пышечкой, продающей пирожные, выпалить что-то типа "если бы я 25 лет не любил жену, наверняка влюбился в вас". А в ответ услышать, какие пирожные свежие, а какие так, и уж совсем не так. Рассказать продавцу молочных продуктов, что был в Страсбурге на сыроварне, и тут же прослыть знатоком сыров. И каждый день получать только свежее и вкусное молоко. Цветочницам поведать об истории любви к жене с первого класса (что, кстати, правда), получив в ответ комплимент, что только я покупаю с утра розы. Остальные вечером перед свиданием или под шофе, и получить пожизненные скидки. Увидеть мастер-класс у продавщицы рыбы, как готовится белорыбица. Разведать, как мариновать баклажаны или готовить голубцы в перцах. И так каждый день...

А вечером отправиться в ресторанчик к армянам, где на десять долларов можно продегустировать коньяк, вино, попробовать долму или одно из древнейших блюд - арганак, которое сочетает куриное и оленье мясо. Подкрепиться хашем или шаурмой -10 баксов на двоих. Кстати, коньяк от 150 российских рублей, чуть дешевле водка. А потом гулять по набережной и бесплатно заходить в каждый ресторанчик, чтобы просто потанцевать.

Первые два дня видели двух омоновцев на территории военного санатория. Иногда по поселку проезжала полицейская машина. Население здесь около восьми тысяч человек и примерно столько же отдыхающих. За две недели никаких митингов, драк, воровства.

Через неделю отдыхающих прибывает, притом местным все равно, кто они - русские, украинцы или лунатики с марсианами, лишь бы платили деньги. «Это - НАШ БИЗНЕС», - сказала бабушка лет 70. Если узнают, что ты белорус, могут сделать скидку или продать без очереди холодное пиво. «Теплое и местные попьют,» - выразилась однажды продавщица...

Когда небо затягивают тучи, можно отправиться на экскурсии по святым местам, на дегустацию, на водопады, по дворцам. Цена экскурсии - 30-50 долларов.

И вот когда отпуск и деньги заканчиваются, а коньяк становится похож на горячий чай, собираемся домой. Затариваемся сувенирами и парой бутылочек вина по 150 рублей. Жена традиционно покупает серебро оригинальной работы по 1000-2000 целковых, я - конскую колбасу «Кнут», палочка которой стоит 350 рублей, рыбу «Сарган» (морская щука) - 250 руб за кг. И, конечно, коньяк.

Покупаем билеты в обратный путь. Кстати, в России действуют скидки: если покупать за 30-45 суток, скидка составит 30-50%, если туда-обратно - еще 10%. И вот мы опять в поезде No 100 «Симферополь-Минск». Граница. Почему-то все пограничники задают один и тот же стандартный вопрос: «Колюще-режущее есть?». Вспоминаю: у жены есть иголка, у меня маленькая "выкидуха"... Признаться? Но уже подходит второй: «Спиртное есть?» Отвечаю: «Есть немного коньяка. Налить?» Улыбаются, уходят.

Между границами минут тридцать хода. Довелось понаблюдать шоу, как, в районе Джанкоя цыганки впаривают «черную» и «красную» икру. Торг идет от 1000 российских рублей за пол-литра. На просьбу дать открывашку - стандартный ответ: если ее откроешь, она испортится. В конце концов цены падают, я бы сказал, обваливаются до 100 и даже 75 рублей! На границе украинские погранцы смотрят на своих осоловевших земляков и на горку банок икры, и выдают фразу: «Тю, хлопцы, ну вы и лохи, это не икра, это заменитель из нефти, настоящая стоит... 1000 долларов за кило черной». Справедливости ради нужно сказать, что на самом деле все разговоры о получении искусственной икры из нефти - это не более чем мифы или фрагменты старых анекдотов, иллюстрирующих смекалку жителей нашей страны. На самом деле это крашеная пищевая эмульсия.

И вот, наконец, родной Минск, защемило сердце. Встречают как с войны, со словами: "А мы уже и не ждали". Шутка, конечно, но тревога была, в Интернете читали о взрывах на украинской железной дороге. Еще два дня отдыха - отправляемся на южный берег нашего белорусского Вилейского водохранилища. То же теплое море, пустые пляжи, лунная дорожка, только нет гор...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мы лично убедились, что Крым наш!

Возвращение в состав России родного Крыма подвигло нас на поездку туда, ведь до этого о красотах, традициях и гостеприимстве жителей знойного полуострова мы могли судить только по рассказам друзей и близких

Поскольку это была наша первая поездка в край вина и кипарисов, мы решили остановиться недалеко от Ялты, в пригороде с известным всем названием — Массандра. (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Как туристы в Крыму Мраморные пещеры искали

«Комсомолка» погуляла в одних из красивейших подземелий Европы

Моя подруга, москвичка Лена, которая обычно приезжает в Крым понежиться под солнцем на пляже, в этот раз заявила: «Черное море и в Сочи, и в Анапе, и в Турции - везде одинаковое. Надоело! Давай махнем в пещеры!». (читайте далее)