Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика18 августа 2014 15:45

Чтоб наш Ваня жил как их Эрик

Наш колумнист рассказывает о визите к исландскому фермеру
Георгий Бовт в студии ТВ "Комсомольская правда"

Георгий Бовт в студии ТВ "Комсомольская правда"

Фото: Иван ВИСЛОВ

Занесло меня недавно к исландскому фермеру Эрику. В туристических целях. Но мысленно я по привычке «включил журналистский блокнот» в голове. Живет Эрик непосредственно у подножия прославившегося в 2010 году вулкана Эйафлатлайокудль, извержение пережил непосредственно. Пришлось эвакуироваться аж на три дня. Оставить в том числе коров, запертыми в коровнике с запасом корма. Потом пришлось вывезти в океан 400 тонн пепла, засыпавшего все вокруг. Но не самому только. Соседи помогали – добровольно и бесплатно. Зато сейчас на эту тему он показывает проезжающим мимо туристам документальный фильм про выживание. В отдельно стоящем визит-центре с небольшим кинозалом, сувенирами разными (в том числе из вулканической лавы сделанными). «Киноконцерном» управляет жена. За просмотр берут примерно 7 долларов с носа.

У самого фермера хозяйство большое. 60 коров. Соответственно, коровник с автоматической дойкой (то есть совсем без участия человека) и автоматической же кормежкой. Корма свои – благо, трава растет густая, только успевай косить. В год получается 350 тысяч литров молока. Силосные башни (три). Небольшое, гектара на три поле зерновых. Еще плюс рапс. Раньше, говорит, покупал в России, но сейчас сам выращивает. Сам же производит рапсовое масло, которое в том числе заливает в бензобаки многочисленной техники. Включая зерноуборочный комбайн высотой с двухэтажный дом. «Джон Дир», кажется. На ферме два приличных коттеджа. Живут всего шесть человек. Он с женой и семья сына с двумя-подростками. На ферме работают четверо. Нет ни механизатора, ни бухгалтера, ни главного экономиста, ни, конечно же, председателя колхоза. Таджиков для грязных работ тоже нет. Пастуха и тот отсутствует: коровы сами пасутся на бескрайних просторах исландской тундры (овец, коих в стране в два раза больше, чем жителей, там тоже выгоняют на вольный выпас мае, а собирают в кошары в октябре). Вообще нет всей той оравы контролеров и всяких «специалистов», которыми у нас облеплен, как мухами, любой мало-мальски приметный бизнес. Дотации от государства, разумеется, есть (мы их, вступая в ВТО, выторговали для своего села аж на 17 миллиардов долларов, и где они?). Как и две «БМВ-пятерки» во дворе.

А еще есть прекрасная дорога к этой дыре, от которой до ближайшего «города» (это человек 400 по исландским меркам) – часа два езды. Есть автобус, который каждый день заезжает за подростками и везет их в школу. Есть полное финансовое сопровождение на аутсорсинге. Есть кредиты – под не более 2% в год. Есть те, кто регулярно, по часам, приезжает и забирает молоко на переработку, а рапсовое масло на продажу. Есть инфраструктура, короче. Которая делает экономически целесообразным и даже выгодным сельское хозяйство в стране, где лето, собственно, длится месяца два в году.

Это я к тому, что нынче, когда в экономической войне с Западом дошло уже и до продовольственных санкций, прежде чем кричать, как сейчас вот-вот встанет с колен наше сельское хозяйство, надо позаботиться о том, чтобы и у нас стали создавать везде примерно такую же инфраструктуру. Чтобы не только фермерам было кому сдавать молоко и мясо по выгодным закупочным ценам, но и курским, липецким и белгородским садоводам не надо было закапывать избыточные яблоки экскаватором в землю и скармливать свиньям, а было бы их кому сбыть и где хранить. Собственно, польские яблочные конкуренты именно на этом до сих пор и выигрывали. В противном случае как бы снова «на картошку» горожанам не пришлось ездить, да на овощебазах гнилье перебирать.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Взбесилась ведьма злая...

Йон ХЕЛЛЕВИГ

Пресловутая «большая семерка» безнадежно уступает позиции растущим молодым экономикам и алчет мести

Услышал недавно, что по показателю паритета покупательной способности (ППС) в прошлом году Индонезия поднялась с 16-го на 9-е место в рейтинге крупнейших экономик мира. ППС это, грубо говоря, какое количество одного и того же товара, пусть хоть гамбургеров, вы можете купить на среднюю зарплату в разных странах. Сегодня, когда и доллар и евро лихорадит, ППС — самый объективный показатель (читайте далее)