Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика19 августа 2014 22:00

Заколбасит ли Россию без импортного мяса

Разбираемся с президентом Мясного Совета Единого экономического пространства Таможенного союза Мушегом Мамиконяном [инфографика, видео]
Как следствие санкций, более жирная мясная продукция будет дорожать быстрее, чем менее жирная.

Как следствие санкций, более жирная мясная продукция будет дорожать быстрее, чем менее жирная.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Цены, вперед?

Разговоры о подорожании всех и вся мясных продуктов начались почти сразу же после того, как немного стих плач по потерянному пармезану. В опте процесс пошел — некоторые поставщики подняли цены даже на курятину, которая почти сплошь отечественная. Да что там говорить, уже и официальные сообщения проходят: братская Бразилия подняла цены на отгружаемую к нам свинину...

- Ограничения поставок тех или иных видов мяса вводились и раньше — Роспотребнадзором и Россельхознадзором. В том числе и на американскую говядину и на свинину из ЕС. Как показывает практика, замена поставщиков в таких случаях вполне возможна, но приводит к определенному периоду трудностей — в два- два с половиной месяца, - говорит Мушег Мамиконян. - Это время необходимо, чтобы найти новые объемы нужного мяса, позаботиться об их перевозке. И в этот период обычно происходит спекулятивный рост цен. Потом поставки стабилизируются — и цены тоже.

В нынешней ситуации, по словам нашего эксперта, дело осложняется тем, что российские антисанкции были введены без какого-то переходного периода. И получилось, что некоторые российские компании, которые занимаются торговлей мясом, оказались в ситуации, когда их мясо из-за рубежа уже выехало, но не может въехать, а деньги под этот контракт заморожены. На новые закупки соответственно средств нет — сначала надо как-то разобраться с поставщиками, попавшими под санкции, и по возможности, свести к минимуму убытки.

- Мы сейчас имеем дело с исключительной ситуацией, с решением, которое было принято в экстремальных условиях. Правительство, конечно, будет бороться за то, чтобы не было роста цен. С крупнейшими розничными сетями, скорее всего, договорятся, чтобы цена не менялась. А это значит, что пострадают в большей степени не потребители, а переработчики. В начале цепочки цена вырастет, в конце нет — те, кто посередине, будет нести убытки.

Будем здоровее?

- Мушег Лорисович, наших читателей сейчас больше всего волнует, что дальше-то будет? Если отвлечься от спекулянтов, есть ли реальные предпосылки для роста цен на какие-то виды мяса, которых собственного производства у нас недостаточно?

- Есть, конечно. Из Европы в Россию под кодом «мясо» поставлялось много жиров. В частности, свиного шпика, который идет на производство колбас. И мясные продукты, которые содержат много жира, будут дорожать. Но давайте разберемся, так уж ли это плохо. К сожалению, у нас с советских времен потребители ориентированы на избыточное потребление животных жиров. Покупая в большом количестве достаточно дорогие продукты — такие, например, как сырокопченые колбасы — люди едят не самую полезную для здоровья пищу. Медики об том бьют тревогу последние лет пятьдесят.

В развитых странах нигде такого нет. Там, напротив, существуют дополнительные акцизы и налоги на жирную продукцию, чтобы стимулировать граждан питаться правильно. А жиры продают нам.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Теперь, как следствие санкций, более жирная мясная продукция будет дорожать быстрее, чем менее жирная. И граждане будут вынуждены питаться более разумно. Будут выигрывать мясные продукты из курицы, индейки — это и более диетические и полезные для здоровья виды мяса, и они в основном отечественного производства.

- А вы уверены, что наши граждане будут действовать именно столь рационально?

- К большой радости, статистика показывает, что российское население достаточно рационально. Оно с каждым годом все больше покупает самое лучшее мясо по самой лучшей стоимости - мясо птицы. Это не только российская, это и западная тенденция — в мире все-таки все больше стремятся к здоровому образу жизни.

И эта тенденция и затраты самих граждан снижает, и очень на руку российской мясной отрасли. Поскольку именно птицеводство в наших условиях лучше всего развивается и оно лучше всего, в сравнении с другими отраслями, защищено по протоколу о присоединении ВТО — это самая конкурентноспособная наша мясная отрасль.

Поможет ли эмбарго нашим производителям

- Сейчас только и разговоров, что об импортозамещении. Как быстро мы сможем заменить мясной импорт своей, родной, продукцией? Или в выигрыше от санкций окажутся Аргентина с Бразилией, а не отечественный производитель?

- Надо понимать, что импортозамещение нельзя провести в течение года, а тем более двух-трех месяцев. Оно требует долгосрочных программ. И они есть, в рамках национальных проектов программы импортозамещения в сельском хозяйстве у нас работают с 2003 года. И если в птицеводстве в 1999 году зависимость от импорта была 50%, то сейчас — меньше 10%. Теперь было сказано, что будет новая продовольственная программа — а значит, и новые условия субсидирования производства той или иной сельхозпродукции.

Но надо иметь в виду еще и то, что мы не можем постоянно жить в условиях санкций или ограничений на ввоз продукции по санитарным или ветеринарным соображениям. А бюджет не безграничен. Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь стоит поддерживать в мясной сфере те отрасли, которые могут быть конкурентоспособны. На мой взгляд, «товароведческий» подход — нам не хватает столько-то говядины, столько-то свинины, столько-то птицы, значит, именно столько этих видов мяса надо произвести — совершенно не рационален. С точки зрения нужных для организма белков все виды мяса взаимозаменяемы. Совершенно не рационально тратить деньги из госбюджета на производство мраморной говядины, которая большей части населения все равно недоступна по цене. Лучше дополнительно простимулировать еще более быстрое развитие птицеводства, производства мяса индейки — эти виды мяса доступны большей части населения. А те граждане, которым нужна именно мраморная говядина, мне кажется, не нуждаются в субсидировании ее цены из госбюджета.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

- Кроме птицеводства, у нас есть еще конкурентоспособные мясные производства?

- Примерно половина свиноводческих предприятий. Хотя здесь условия, на которых мы вошли в ВТО, менее выгодные, чем в птицеводстве. Если говорить о красном мясе, в России достаточно перспективно производство баранины. В советское время на овцеводство были ориентированы и Кавказ, и Ставрополье, и Поволжье. Там остались и знания, и нужные трудовые резервы. И на этот вид мяса у нас высокий спрос.

Что касается говядины, то ее производство у нас никогда не будет дешевым — хотя бы в силу климата. Мы никак не можем конкурировать с Бразилией и Аргентиной, где коровы пасутся на травке 12 месяцев в году.

Будем развивать в первую очередь птицеводство и овцеводство — с наименьшими затратами и быстрее всего сможем обеспечить продовольственную безопасность в мясной сфере. Которая подразумевает, что все категории населения обеспечены необходимым для организма количеством белка по доступной цене.

МНЕНИЕ РЕТЕЙЛЕРА

Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:

- Пока у большинства поставщиков есть, как минимум, месячные запасы мясных изделий, в том числе даже хамон еще есть на складах. А вообще сейчас новые возможности открываются перед региональными поставщиками, местной переработкой. В отличие от крупных мясоперерабатывающих предприятий федерального масштаба, они в основном работают на местном, российском сырье. Вот такой продукции на полках определенно теперь станет больше — скажем, в Москве появится колбаса из Нижнего Новгорода, благо и везти недалеко.