Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество29 октября 2014 11:40

Руслан Аушев: Прорваться любой ценой!..

Хроника самого драматичного боя героя - Советского Союза и поколения 80-х [отрывок из книги]
Источник:kp.ru
Руслан Аушев. Фото: архив В. Снегирева.

Руслан Аушев. Фото: архив В. Снегирева.

Руслан был тяжело ранен 16 октября 1986 года, это случилось в районе перевала Саланг. Автоматная пуля прошила его тело навылет, по пути задев оболочку легкого и разворотив печень.

За те годы, что он провел на войне, майор Аушев много раз видел, как свинец сбивал с ног людей. Он не считал, что заговорен от пуль. У войны свои законы, и у него было достаточно времени для того, чтобы их усвоить.

- 1 -

В тот день поступил приказ: обеспечить беспрепятственное прохождение колонн от верхней точки перевала Саланг до селения Таджикан.

Накануне ночью из Панджшера к Салангу скрытно выдвинулись группы моджахедов Ахмад Шаха Масуда с приказом - уничтожить колонну наливников, перевозивших топливо. К полудню они заняли позиции для атаки на горном серпантине.

Колонна растянулась километра на два. «Духи» прибегли к давно опробованной тактике: залпом из гранатометов они подожгли первую и замыкающие машины, а также сопровождавший колонну бронетраспортер. Затем стали методично расстреливать из-за камней остальные цистерны.

Это был ад. Водители выпрыгивали из объятых пламенем кабин и тут же попадали под смертельный град пуль, летевших с разных сторон. По камням текли ручьи бензина, смешанные с кровью.

- 2 -

Руслан со своим небольшим отрядом - два танка и шесть БМП - в это время стоял внизу, у моста через речку Кабул, откуда начинался серпантин.

Около 15.00 он увидел столбы черного дыма над горами и услышал уханье гранатометных залпов. В следующую минуту его отряд рванулся к залитым ярким солнечным светом горам.

Километра через три они встретили несколько прорвавшихся из засады сильно побитых машин, а за поворотом Руслан увидел пылавший бэтээр.

Он сразу, еще на подъезде, отметил про себя, что огонь такой плотности, под какой он ни разу за все предшествующие годы не попадал. Ему казалось непонятным, отчего так мало машин вышло из зоны обстрела. Все остальные уничтожены? Всегда основная часть машин прорывается, какой бы страшной ни была засада. Что-то было не так.

Все объяснилось за следующим изгибом дороги, которая лепилась между скалами и пропастью. Трассу намертво перегородили две горевшие машины. Значит, остальные наливники выше, за этим костром, понял Руслан. Наверное, сгрудились в кучу, а с гор лупят по ним, беззащитным, из всех стволов. Надо было прорываться туда, любой ценой прорываться.

- 3 -

Он уперся обеими руками о броню, легко вытолкнул свое тело из люка. Спрыгнул на землю.

Пули, рикошетом отскакивая от камней, со стоном ввинчивались в воздух. Космы черного дыма ветром несло на него.

Танк почти вплотную подошел к неожиданной преграде. Руслан подбежал к танку, поднял с земли камень, дважды стукнул им по броне. Из командирского люка по пояс высунулся старший лейтенант Кислица, его перепачканное гарью лицо было возбуждено, шлем сбился на затылок.

- Сбрось их в пропасть. Сможешь? - показал Руслан на пылающие машины.

Вместо ответа тот рывком захлопнул люк, и почти сразу танк дернулся, пополз, лязгая, прямо на огненную стену. Но повозившись с минуту у горевших наливников, отступил на прежнее место. Старший лейтенант вылез наружу.

- Жарко там очень. Не выдерживает механик-водитель, - прокричал он.

- Надо, брат. Надо! Давай еще раз.

Танк вновь почти наполовину влез в огненный вал. И снова попятился назад. Оставалось последнее средство. Радикальное.

- 4 -

- Ну что, старлей, давай прямой наводкой!

Руслан побежал от танка к укрытию и почти сразу почувствовал тупой укол в спину. Однако останавливаться было нельзя, он находился на самом опасном, самом простреливаемом участке дороги. Следовало бежать, и он бежал, зная уже, что ранен, и, похоже, тяжело.

Добежав до бэтээра, упал под левым бортом рядом с радистом, который держал связь между подразделениями. Надо было руководить боем. Обернулся назад.

Обе машины продолжали гореть одним гигантским костром.

- Передай разведчикам, чтобы пробивались к нам сверху, - сказал радисту.

Радист послушно кивнул и склонился к микрофону. Ничего не заметил, понял Руслан. Он подумал об этом с некоторой досадой, потому что уже знал: долго ему так не продержаться, надо было, чтобы кто-то помог, а для этого требовалось сказать о ранении. Как сказать? Кому? Идет бой, и все ждут от него четких команд. Да что там говорить, для многих важен сам факт его присутствия в этом аду.

Танк почти в упор выстрелил по горящим машинам. Лязгнув гусеницами, пошел прямо в этот адов огонь и скрылся в нем.

- 5 -

Руслан сел, прислонившись к теплой резине колеса. Откинул голову.

Танк прорвался сквозь затор, понял он. Значит, и другие машины должны пройти. Дело сделано.

Кто-то из офицеров вопросительно склонился над ним.

- Кажется, меня зацепило, - с расстановкой произнес он, сам удивляясь тому, насколько непослушными стали губы и чужим - голос.

Через нижний люк Руслана втащили под броню. Сняли куртку. Стали перевязывать. Ну теперь все, сказал он сам себе, теперь надо кому-то командование передать и двигать вниз.

- За меня остается майор Паперник, - прохрипел Руслан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Возвращение Руслана

29 октября - День рождения комсомольксой организации. 96 лет назад на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи было принято решение объединить отдельные молодежные союзы в общероссийскую организацию с единым центром. В советское время в комсомоле состояли десятки миллионов молодых людей, все школьники мечтали стать комсомольцами, а дату 29 октября отмечали с тем же размахом, что и первое мая (читайте далее)

Еженедельник «Красная звезда» №9 , 30 октября 2014 года

Источник: tvzvezda.ru

Спрашивайте с 30 октября в газетных киосках вашего города еженедельный выпуск «Комсомольской правды» ("толстушку") c приложением «Красная звезда».