Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды10 мая 2018 9:01

«Место встречи изменить нельзя»: Роль, сыгранную сыном Марины Влади, вырезали из-за Конкина

Сорок лет назад - 10 мая 1978 - в Одессе начались съемки культового фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя»
Источник:kp.ru
Спор, каким должен быть милиционер, продолжался долгие годы. Деликатным, как Шарапов, или беспощадным к преступникам, как Жеглов? Кадр из фильма

Спор, каким должен быть милиционер, продолжался долгие годы. Деликатным, как Шарапов, или беспощадным к преступникам, как Жеглов? Кадр из фильма

Общеизвестно, что, когда шел показ серий киноленты, трамваи и троллейбусы ходили почти пустыми, а в стране снижалась преступность. О том, как рождался киношедевр, нам рассказывали в интервью разных лет его создатели.

Усы «не прижились»

- «Эру милосердия» сначала должен был экранизировать Алексей Баталов, который, как говорили, хотел сыграть в картине и главную роль, - вспоминала бывший главный редактор сценарно-редакционной коллегии Одесской киностудии Галина Лазарева. - Но он на студии не появился. Мы пригласили молодого режиссера Юрия Новака. Он вместе с Вайнерами стал писать сценарий фильма. А параллельно режиссер Станислав Говорухин прочел вышедший роман в Москве. Он дружил с Высоцким, позвонил ему и сагитировал ехать в гости к Вайнерам. Говорухин по дороге пересказал Высоцкому содержание романа. Они обедали у Вайнеров, Высоцкий нахваливал роман, который не читал. Они договорились, позвонили к нам на Одесскую студию и попросили утвердить их в этом составе. Режиссер Новак не стал возражать и ушел с картины.

Сами Вайнеры вспоминали, что Высоцкий нахально заявил им: «Я пришел застолбить Жег­лова!»

Авторы представляли своего Глеба широкоплечим, высоким и с усами. Но ради Высоцкого согласились поменять внешность киногероя. На первых пробах Высоцкий снимался с усами. Однако потом решили от усов отказаться.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Владимир Конкин: «Рад хеппи-энду»

- Каждый эпизод фильма чистился не только режиссером, но и руководством, - делился с «КП» исполнитель роли Шарапова Владимир Конкин. - Каждые две недели мы прилетали с Говорухиным из Одессы в Москву. Ко мне тогдашнее телевизионное руководство относилось благосклонно (незадолго до этого Конкин сыграл Павку Корчагина, получил премию Ленинского комсомола и был любим номенклатурой. - Ред.), поэтому Станислав Сергеевич меня брал с собой в надежде, что меньше будут мучить. Но главный редактор Хейсин исчеркал весь сценарий. Зато это именно ему принадлежит название фильма «Место встречи изменить нельзя», который мы сдавали под названием «Эра милосердия». Знаю, что на телевидении сразу сказали, что никакой смерти Вари Синичкиной не будет. Говорили: «Нам нужно, чтобы два этих героя остались». Я тогда думал: господи, какая клюква! Но с годами, особенно сейчас, когда повсюду разгул насилия, понял, что это было верным решением. Дивная сказка, химера - но без этой химеры жить нельзя. И то, что Шарапов приходит после задания живым, а в детдоме малыша, которого он хотел взять на воспитание, уже нет. Он приходит к себе домой, а у окошка, как Мадонна, стоит Синичкина с подкидышем. Хороший такой хэппи-энд - два молодых человека счастливы! Мне нравится этот эпизод. Он малюсенький, но точный. А тогда по молодости казалось, что это слишком сиропно...

Сын Марины Влади Пьер сыграл пленного фрица. Но сцену вырезали.  Фото: Первый канал

Сын Марины Влади Пьер сыграл пленного фрица. Но сцену вырезали. Фото: Первый канал

Жена просила поберечь Высоцкого

- Мало кто знает, что у нас был отснят пролог - эпизод из военной жизни Шарапова, в котором сыграл сын Марины Влади Пьер Оссейн, - продолжил Владимир Конкин. - Снимали, как мы с героем Виктора Павлова Сергеем Левченко (который потом окажется в банде «Черная кошка», но не выдаст Шарапова) ночью лезем через линию фронта за языком. Его играл Пьер. Мы его связываем, суем в рот кляп, тащим. Нас засекают немцы, начинается стрельба. Мы добегаем до озерка, где у нас лодка. Вокруг - взрывы. Наша лодка по-настоящему прохудилась, и мы во время дубля не по сценарию начали тонуть. Было неглубоко, но Пьер-то связан, плыть не может. То Витя, то я поднимаем парня, чтобы он не захлебнулся. Две ночи снимали эти все «бабахи», ужасы в грязи и воде... Когда Витя Павлов снял гимнастерку, я увидел у него красные круги на спине. Оказалось, еще два дня назад ему ставили банки - перенес воспаление легких. Но он приехал на эту жуткую съемку...

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Потом Говорухин весь военный пролог вырезал. Сын Влади остался только в титрах. Я не сразу понял, что режиссер прав - это сохранило интригу. Шарапов видит в банде «Черная кошка» лицо Левченко, напрягается. Что, почему? Лишь позже выясняется, что это его боевой товарищ...

- Нет, истинная причина того, почему вырезали пролог, в другом, - пояснил «КП» каскадер Владимир Жариков. - Я был на этих съемках. В кадре Конкин должен был тягать языка. А он не в силах - физически слабоват. Показываем ему, как надо сбрасывать человека - на спину. А он его на голову опускает! В общем, намучились с Конкиным. Заменять его дублером - был бы заметен монтаж. Вот и решили отказаться от пролога. Вообще Володе Конкину пришлось тяжело. Он приехал на съемки как звезда, а Высоцкий, несмотря на свою славу, и заслуженным артистом не был. В группе Конкина недолюбливали. За кадром Высоцкий и Конкин вообще не разговаривали. Но на съемочной площадке работали четко.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Кстати, Марина Влади отговаривала Высоцкого играть. Просила Говорухина не трогать Володю: мол, он болеет, пусть побережется. Сам Высоцкий говорил, что не знает, сколько ему осталось и надо ли тратить год на кино, когда можно писать… И все же не смог подвести друга. Нередко режиссер обращался к нему за подсказками, советами. Именно Володя уже на озвучании, после того как режиссер посетовал, что кадр с Садальским какой-то скучный, предложил Кирпичу шепелявить. Причем шепелявить артист стал так ретиво, что режиссер даже покачал головой: как бы руководство не придралось. «А вы скажите, что это актер так в жизни разговаривает», - нашелся Садальский.

Армен Джигарханян: «Горбатый - мое дитя»

- Вы остались довольны своей ролью? - спросили мы исполнителя роли бандита Горбатого Армена Джигарханяна.

- Я люблю своего героя, потому что я сам его придумал! Этот герой - моя жизнь. А мне уже немало лет. Ну, и «дитя» подрастает. Почему-то режиссер предложил сделать мне парик, с которым я намучился. Приходилось много раз переснимать дубли: парик съезжал, получался брак. Горб мне приделали из ваты, и он был мне вполне комфортен.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- От вашей роли отказался Ролан Быков. Побоялся: мол, и так маленький, а тут еще и горб.

- Я не боюсь ничего! Главное, я не собирался играть зло. Надеюсь, мой герой все-таки обаятелен.

- Лариса Удовиченко признавалась, что после роли Маньки Облигации получала письма с зоны: уголовники предлагали ей замужество. А вашу игру криминальные авторитеты оценили?

- Не знаю. Но когда у меня угнали машину, определенные люди на меня вышли и пообещали: если машина еще не за пределами Москвы, мы ее найдем. Не нашли.

- Вы замечали на съемках противостояние Высоцкого и Конкина?

- Это не мое дело. Познакомившись поближе с Конкиным, обратил внимание, что он хороший парень, интеллигентный, ранимый. И зачем сейчас рассказывать, сколько раз Высоцкий его укусил?! Знаете, Высоцкий - явление, но с профессиональной точки зрения он довольно средний актер. И в этом фильме сыграл, на мой взгляд, средне. Есть там другие артисты, кто сыграл лучше и тоньше.

- Кто?

- Я (смеется).

Бандит в исполнении Армена Джигарханяна оказался не лишен обаяния.  Кадр из фильма

Бандит в исполнении Армена Джигарханяна оказался не лишен обаяния. Кадр из фильма

ЛЯПЫ

- В самом начале первой серии, после того как Шарапову почистили обувь, в окне проезжающей машины отражается осветительный прожектор.

- Когда Промокашка при ограблении магазина рисует на стене черную кошку, заметно, что очертания кошки на стенке уже есть. Их рисовал сам Говорухин.

- В сцене допроса обвиняемого Груздева у Шарапова меняется прическа (из гладко зачесанной назад в прическу «на пробор»).

- В эпизоде с подкидышем Синичкина сначала с погонами рядового, а пеленает ребенка уже с лычками младшего сержанта.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- Когда машина с Фоксом сбивает девушку-регулировщицу, под колеса падает один человек, а катится по асфальту другой (на ногах видны черные наколенники, которых не было на девушке).

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

- Вор должен сидеть в тюрьме!

- Ну и рожа у тебя, Шарапов!

- Поучи жену щи варить.

- Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?

- Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничек!

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ

Промокашку приняли за настоящего хулигана

Изначально планировалось, что Шарапов в банде «Черная кошка» сбацает на пианино «Мурку». Конкин пообещал за неделю выучить композицию. «Надо сегодня снять - потом декорации разберут», - отрезал Говорухин и посмотрел на руки музыкального редактора картины. Приказал надеть на нее пальто Шарапова и что-то сыграть. Она, чтобы продемонстрировать свое умение, сыграла Шопена. «Замечательно!» - обрадовался режиссер. Так что в кадре, когда играет Шарапов, на самом деле не его руки.

***

Иван Бортник, игравший Промокашку, во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, придумал себе выход с блатной песней

«И на черной скамье, на скамье подсудимых...». А потом еще взял и экспромтом плюнул в Жеглова. Высоцкий опешил. Милиционеры в массовке тут же не по сюжету набросились на Бортника и заломили ему руки, решив, что он какой-то затесавшийся на съемки хулиган.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

За хвост и к потолку

Были сумерки, закат социализма, о котором не знал никто, даже сам социализм. Народ, любящий Сталина, шансон и смертную казнь, учили чтить Уголовный кодекс, мягкую улыбку Пал Палыча Знаменского и труд уборщиц. Народ скучал и лыбился, как подследственный на крошку-адвоката.

Вошел Жеглов, согнал со своего места Гришу Шесть-на-Девять и отчеканил:

- Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

- Не дави из меня слезу, Маня.

- Отдел борьбы с бандитизмом - бандитизмом, понимаете? - поэтому вы нам не только места, а еще и в том месте, где мы вам укажем.

- Грраждане бандиты! Ваша банда полностью блокирована, поэтому советую вам сдаться - по-хорошему.

Даже осклабленное «Здесь, милый, не фронт, нам языки без надобности» звучало как: пленных не бррать!

А и то: был он в трех задержаниях - на складе, на набережной и у продмага - и ни с одного не ушел без жмуров и зарубок на нагане. Да здравствует советский суд, самый справедливый суд в мире! - главное, скорый.

Это были скрижали, и русские зазубрили их, как новый катехизис, как вернувшийся в Россию беспощадный Ветхий Завет.

А между прочим. Своим пацанячеством, шерифскими ухватками Жеглов запорол следствие, злобой к интеллигентскому гонору Груздева едва не оборвал ниточку к банде, да и вывел упырей под винтовки конвоя Шарапов, а не он. А слава была его, и любовь нации его, и страсть к эротичному черному реглану. Ибо любят командира, а не комиссара, кураж, а не правоту, Чапая, а не Фурманова. Так из романа про Шарапова «Эра милосердия» и вышел фильм про Жеглова «Место встречи изменить нельзя». Как говорил он сам: «Эра милосердия - она ведь когда еще наступит».

Говорухин в интервью поминал, что пробовал на Шарапова Бортника, но верхи не разрешили на главные роли двух актеров с Таганки; темнит, похоже. Не больно-то и упирался. У тертого, приземистого, стреляного Бортника в роли комроты разведки совсем бы иначе звучали слова «Я, между прочим, в это время не на продуктовой базе подъедался, а воевал!» и «Что такое офицерская честь, я не хуже твоего знаю - на фронте этому быстро учили». И в банде бы такому скорее поверили, и с Варей Синичкиной не смотрелись бы они студенческой парой между лекциями.

Но Говорухину в спорах с Жегловым не нужен был равный, он сам жил и работал под девизом «Пусть знают мощь закона враги!» - и потому сослал бывалого Бортника играть Промокашку. А Жеглову дал просто партнера, второго номера, белого клоуна с рукавами длиннее рук. Книжный Шарапов, заходя в малину, подталкиваемый шпалером в поясницу, помнится, подумал: «Мне б сюда гранату и автомат с полным диском - и мы бы еще поговорили на понял-понял». Представить такие мысли у Шарапова-Конкина как-то трудно - несмотря на биографию и желтые метки тяжелых ранений.

Снайпер из анекдота на Пушкинской площади удивлялся: «Попал Дантес - а памятник почему-то Пушкину!»

Удивимся и мы: взял «Кошку» Шарапов - а памятник зачем-то Жеглову.

Наш. Нерукотворный. Выше Александрийского столпа.

Памятник воле, злому ремеслу и последней правоте, которую мы снова всей страной ощутили за собой в 2014 году, к тридцать пятой годовщине фильма «Место встречи изменить нельзя».

Вот у памятника и встретимся. У правой ноги.

Денис ГОРЕЛОВ.