Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Умные вещи18 ноября 2014 12:20

Nokia, до свидания!

В продажу поступает последний телефон, на корпусе которого нанесен логотип известной финской компании.
Александр МАЛЯРЕВСКИЙ

Бренд Nokia с «трубок» уходит. Навсегда. Или, как минимум, очень надолго. И многих из нас этот факт печалит. Microsoft Lumia – так теперь будут называть смартфоны нового подразделения редмондской корпорации, купившей мобильный бизнес финского гиганта.

Nokia уходит последней из грандов, которые создали рынок мобильных телефонов.

По всей видимости Lumia 830 станет последним аппаратом, на корпусе которого будет нанесен финский бренд.

По всей видимости Lumia 830 станет последним аппаратом, на корпусе которого будет нанесен финский бренд.

Сотовая связь не только новую степень комфорт создала, она изменила наше общение и, как следствие, наш мир. Представьте себе время – я-то застал его! – когда телефон в квартире был роскошью! Обычной была ситуация, при которой для междугороднего телефонного разговора нужно было оставить заявку за несколько дней, чтобы собеседника вызвали телеграммой (!) в переговорный пункт на указанную дату и время, а потом – «ждите в течение часа», пока телефонисты произведут соединение для пятиминутного разговора. Это был совершенно другой мир, с иным ритмом жизни, с другими возможностями коммуникации между людьми, и его навсегда изменила сотовая связь, которая сделала простым общение с любой точкой мира. Теперь вы понимаете смысл слогана «Connecting People» и значение Nokia для цивилизации?

История сотовой связи зачастую парадоксальна. Чтобы не погружаться в детали, скажу лишь, что хотя отсчет истории сотовых сетей принято начинать с 1983 года, когда в Штатах была запущена первая коммерческая сеть. А ведь гражданская мобильная телефония в Финляндии стала доступна с 1971 года, к 1978 году вся Суоми была покрыта сетью базовых станций. С 1979 года Nokia, которая с шестидесятых годов занималась оборудованием для коммуникаций по радиоканалам, стала создавать мобильные телефоны. И когда бум мобильной связи случился в мировом масштабе, именно эта финская компания стала звездой первой величины, создавая как инфраструктурное оборудование для сотовых сетей, так и «трубки».

Аппараты Nokia были самыми распространенными в мире до 2011 года. Потом начался стремительный закат, в результате которого через два года подразделение мобильных устройств бывшего мирового лидера было продано Microsoft всего лишь за 5,44 млрд. евро. Смешная сумма, сейчас из России за месяц бежит много больше капитала...

Замечу, что компания Nokia живет и здравствует. Фирма продала только одно из своих подразделений, продукция которого была наиболее заметна на массовом рынке. Но она продолжает создавать оборудование для инфраструктуры телекоммуникаций, участвует в разработке новых стандартов связи и т.д.

Первый массовый мобильник - Nokia 1011.

Первый массовый мобильник - Nokia 1011.

Напомню, что компания, созданная в 1865 году, много раз меняла профили деятельности, проходила слияния и разделения, уходила с рынков, на которых некогда блистала, в разные годы продав или свернув подразделения, занимавшиеся производством бумаги, выпуском автомобильных шин или созданием мониторов с телевизорами. Хотя сейчас финансовые показатели компании оставляют желать лучшего, умирать она явно не собирается. Откуда же взялась печаль?

Как уже отмечал, Nokia стала последней из компаний, некогда создававших рынок сотовых «трубок». Подразделения Siemens, Ericsson, Motorola, Benefon проданы или закрыты раньше. В эмоциональном отношении к исчезновению финского бренда есть нотки ностальгии, ведь это подводит черту под эпохой сотовых телефонов, привычных устройств для одних абонентов в юности, для других – в детстве. Сегодня традиционная сотовая «трубка» выглядит столь же старомодно и вычурно, как, например, печатная машинка или шляпа-котелок. Настало время смартфонов, в производстве которых «рулят» совершенно другие компании.

"Банан"  - Nokia 8110.

"Банан" - Nokia 8110.

Сейчас практически все смартфоны «на одно лицо», а между тем сотовые трубки имели очень и очень различные форм-факторы. Вспомните Nokia 8110, известный по первой «Матрице», – его не спутаешь ни с одной другой моделью! Кстати, это был один из немногих аппаратов, получивших народное прозвище – «банан». Какой современный смартфон может похвастаться такой узнаваемостью и популярностью?

А какой аппарат может сравниться массовостью – и «неубиваемостью» – с Nokia 3310? А помните стильный и изящный смартфон 7610, парадоксальный дизайнерский 7600, смартфон-видеокамеру N93, первого «убийцу iPhone» N95? Финские инженеры смело экспериментировали, сезон за сезоном создавая красивые, броские, удобные и поэтому удивительно запоминающиеся аппараты.

"Неубиваемая" Nokia 3310. Помните?

"Неубиваемая" Nokia 3310. Помните?

Изящный стиль и безусловная новизна были визитной карточкой дизайна Nokia. Когда компания отошла от такого подхода, для нее все и закончилось. Массовые телефоны в корпусах «бруски» да «раскладушки» и однотипные безликие смартфоны легко научились штамповать многочисленные китайские компании, конкурировать с которыми в массовом производстве совершенно бессмысленно, да и совсем не нужно. Честь и хвала трудолюбивым китайцам, но... как же стиль? Он нам так нужен! Поэтому мы не столько печалимся по структурным изменениям финской компании, и даже не ностальгируем по ушедшим временам, а тоскуем по красоте устройств, которые нас сопровождают всегда и везде, соединяя при первой необходимости с родными, партнерами, друзьями и коллегами. Да, современные смартфоны позволяют много больше, чем старомодные «трубки», но кроме широкого спектра разных функций нам в устройстве-компаньоне остро нужны уникальность, узнаваемость, стиль. Кто же сможет создавать стиль в устройствах с такой же красотой и лихостью, как некогда умела делать Nokia?