Премия Рунета-2020
Псков
+9°
Boom metrics
Интересное9 декабря 2014 9:01

Надо ли платить стипендии школьникам?

Будет ли это стимулировать учебу или, наоборот, вызовет отвращение?

Фото: Андрей СТЕПАНОВ

Депутат КПРФ Вадим Соловьев предложил давать стипендию талантливым школьникам с 7-го класса. Мол, главное богатство страны — это мозги, а гении рождаются и в хижинах; надо с детства их поддерживать, чтобы они не потерялись по-жизни.

Размер стипендии 6300 рублей — столько получат студенты-хорошисты. Не уточняется, будет ли сумма одинакова для всей России или будет дифференцироваться в зависимости от уровня жизни в регионе. Эту идею уже поддержал общественный совет при Минобразования.

Однако, так ли эта задумка хороша?

- Для детей учеба – это, несомненно, труд, - комментирует псковский психолог Сергей Калинин. - Понятно, что какое-то поощрение должно быть. Сами по себе деньги -специфический момент. Да, мы живем в рыночном обществе. Может быть, ребёнок хочет себе какой-то гаджет, игрушку, сходить развлечься. Но с другой страны, 6 000 – не сумма для больших городов, а вот в провинции эта сумма сопоставима с пенсиями. Школьников со студентами сравнивать нельзя. Студент - это уже почти специалист, там стипендия – как бы эквивалент будущей зарплаты.

- Со школьниками – другая история, - подчеркивает психолог. - Если человек чем-то увлекается, например, у него есть любимый предмет – география или история, то лучший способ убить внутреннюю мотивацию – это начать ему за это платить. И, что интересно, если выплаты станут меньше, или их задержат, то ребенок вообще перестанет этим заниматься. Получается, эффект – с точностью наоборот.

С другой стороны, если ребенок очень хорошо успевает по всем предметам, то быть отличником по всему сразу – тяжело. Это можно и нужно поощрять.

- Мое мнение, лучше поощрять чем-то нематериальным, - предлагает наш собеседник. - Например, свозить любителей истории в знаменитый мировой музей. Или на эти деньги поводить всероссийские олимпиады, где школьники в приятной обстановке могли бы изучать то, что им нравится. У нас и так слишком много всего сведено к деньгам. Не нужно превращать детей во взрослых, которые бы работали на эту стипендию, как на зарплату, - резюмирует эксперт.

А вот директор Чихачевской школы Бежаницкого района Марина Пилкина отнеслась в идее депутата КПРФ очень позитивно.

- Это было бы очень хорошо, и стимул для детей учиться бы был, - говорит она. - А как для нашей деревни – это было бы отлично, у нас очень много безработных родителей. Если ребенок старается, почему бы его не поощрить? А сумма роли не играет, пусть хоть сколько будет. Сам факт, что ребенка оценили и не забыли - важен. Я отношусь к этой инициативе позитивно.

- Мне кажется, это лишнее - с такого возраста, приучать детей, чтобы они зарабатывали деньги через образование, -говорит начальник управление образования Пскова Игорь Прокофьев. - Педагоги должны показать детям, что образование дается бесплатно, чтобы они могли развивать свой потенциал в жизни, и в том числе – зарабатывать деньги. Существуют премии для талантливой молодежи, стипендии – за достижения в спорте, творческих конкурсах и научной работе. Я думаю, поощрение в этом ключе надо развивать.

Кроме того, чиновник отметил, что хорошистов много, и мало какой муниципальный бюджет это потянет.

- В качестве воспитательного момента, деньги – это неправильно, - резюмировал наш собеседник.