Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Спорт18 декабря 2014 22:00

Римас Куртинайтис: Знаю двух человек, ставших чемпионами мира в 17 лет, - это Пеле и Сабонис

Сегодня, 19 декабря, исполняется 50 лет великому центровому Арвидасу Сабонису (на фото второй справа)
Игроки золотой сборной СССР (слева - направо): Марчюленис Шарунас, Римас Куртинайтис, Арвидас Сабонис и Вальдемарас Хомичюс.

Игроки золотой сборной СССР (слева - направо): Марчюленис Шарунас, Римас Куртинайтис, Арвидас Сабонис и Вальдемарас Хомичюс.

Фото: Игорь УТКИН

О своем друге и партнере по «Жальгирису» и сборной СССР рассказал Римас Куртинайтис (на фото второй слева), который сейчас тренирует подмосковные «Химки».

- Римас, когда ты впервые услышал про Сабониса?

- Я тогда служил в армии, в рижском СКА, это был 1980 год. Доходили разговоры, что за юношескую сборную Литвы играет такой парень, с отличными задатками. А увидел Сабаса впервые весной 81-го в Новогорске. Мы тогда готовились в составе сборной Вооруженных сил СССР к какому-то турниру. Там же сборная юношеская Советского Союза тренировалась. Мы пришли в зал - они тренируются. Смотрю – такой худенький, пластичный, подвижный центровой и каждый второй бросок забивает сверху.

- А вскоре Сабонис успел стать чемпионом мира среди взрослых, Гомельский 17-летнего паренька повез на ЧМ в Колумбию…

- Я знаю двух человек, ставших чемпионами мира в 17 лет: это Пеле в футболе, и Сабонис – в баскетболе. Возможно, в истории спорта еще есть такие люди, но я знаю этих двоих.

- Как ты с ним познакомился поближе?

- Все само собой произошло. К 82-м году в «Жальгирисе» сложился очень дружный коллектив. Из старожилов остались Арлаускас, Масальских, Йовайша. Но уже были Бразис, Крапикас, Сабас. Хомичюс. Всей командой частенько собирались, «старики» не ставили себя выше молодых. Все были на равных. Такая атмосфера способствовала и хорошим результатам. И с Сабасом наша дружба как-то так сама собой завязалась.

- Вас с ним частенько видели в популярном каунасском баре «Гильдия»…

- Не только с Сабасом, мы часто туда всей командой заходили. Но с Арвидасом мы были более серьезные бойцы и дольше других засиживались. Но не было ничего лишнего – кувшинчик пива выпьем, покушаем и все.

- Вы в отдельном зале сидели?

- Конечно, Каунас город маленький, нам просто не дали бы спокойно посидеть. Но, знаешь, тогда ресторанов было не так много. В Каунасе было четыре ночных ресторана, они работали до 2-х ночи. По советским временам, это были очень крутые ночники.

Это сейчас пойдешь с семьей в ресторан, никто не обратит внимание. А тогда – если пошел в такое заведение, значит, пил.

По Каунасу это быстро распространялось, и нам на утро высказывали тренеры: «Зачем вы с Сабасом по ночным ресторанам ходите, людей дразните?». Один из самых знаменитых в прошлом баскетболистов (Модестас Паулаускас. - Прим. авт.) высказывал нам: «Взяли привычку по ресторанам ходить. Мы раньше как делали: возьмем трехлитровую банку спирта, закроемся в гараже. И ни одна собака про это не знала». На что я отвечал: «А мы не хотим пить спирт в гараже! Хотим в хорошем баре пропустить фужер шампанского, посмотреть, как танцуют красивые девушки. Хотим, чтобы нас обслуживали официантки в туфлях на высоких каблуках, в мини-юбках и белых перчатках».

Не понимало нас старшее поколение, не понимало, почему мы не хотим где-то в подвале тихонько нажраться. А мы ведь не ходили, чтобы напиться, просто хотели поужинать в приличном заведении.

Но мы выигрывали, давали результат, поэтому какие-то жесткие меры к нам не применяли.

- Вы же с Арвидасом заядлые рыбаки…

- Да, Сабас – большой рыбак, мы с ним часто ездили рыбу половить. И на озера выбирались и в море выходили. У него много фотографий дома, где он с уловом – и в Америке, и в Финляндии. Раньше еще и охотились вместе, но Арвидас как-то отошел от охоты, а я, наоборот, пристрастился.

- Хорошо. Тогда про Сеул поговорим. Напомни, как Сабонис попал в команду…

- Он год не то, что не играл, даже не тренировался после операции на ахилле. А мы без него здорово сыграли в отборочном турнире. Центровые у нас были сильные – Валера Говоров, Витя Панкрашкин, Саша Белостенный. К сожалению, всех троих уже нет с нами. Сабас проходил реабилитацию в Америке, Гомельский его позвал в Новогорск за неделю до отъезда в Сеул. Чтобы он поддержал нас морально, проводил.

Арвидас даже дал клятву в интервью литовскому телевидению, что в Сеул не поедет. Это интервью показали в Литве по главному каналу. В Литве боялись, что Гомельский его уговорит, и сильно опасались, что прооперированный дважды ахилл не выдержит, и мы потеряем великого центрового. Даже из Вильнюса правительственные телеграммы слали в спорткомитет в Москву, чтобы Сабониса не брали в Сеул.

Но Гомельский психолог великий: уговорил его полететь с командой в Корею. Говорил: мол, играть там не будешь, только на лавочке посидишь для поднятия духа. Да и соперники испугаются.

Но надо знать Сабаса – игрок до мозга костей, что в карты, что в бильярд. Он всегда хочет только выигрывать.

- Но первый матч получился у него неудачным…

- По-другому и быть не могло. Но мы сами виноваты. Человек год не играл, ему надо было хотя бы пару матчей провести. А мы на него по привычке стали играть, а у него не получается, как прежде. После матча в раздевалке он сказал: «Вы зачем на меня играете? Я – год без баскетбола. У вас и без меня все отлично получается, играйте сами, а я помогу». Но форму он набрал быстро... Вы знаете, Сабасу можно по телефону рассказать комбинации он придет и с ходу сыграет. Он очень дисциплинированный и понимание баскетбола на высочайшем уровне.

- Без Сабониса Олимпиаду не выиграли бы?

- На 99 процентов, не выиграли.

- Считается, что Сабонис пересидел в Европе. Мог раньше в НБА уехать.

- Расскажу, как было. Мы тогда второй сезоне в мадридском «Реале» играли. Сидим с ним под Новый год. Он говорит: «Меня опять зовут в НБА. Что делать?» «Арвидас, я уже старый, мне за 30, -- говорю. - Куда мне ехать? Но если мне в твоем возрасте предложили, я бы поехал. Ты попробуй, не получится, всегда вернешься. А так, потом будешь жалеть всю жизнь, что не попробовал в НБА».

Он сильно опасался, что там большие нагрузки, и его ахилл не выдержит. Но оказалось все наоборот. В Европе он везде, в любой команде, играл по 35 минут, вся ставка делалась на него. Помню, как в «Реале» он жаловался: спина болит, нога болит. А ему: «Ну, давай, ну еще один матч, надо».

В НБА только скажет про спину, освобождают от матчей, назначают процедуры и т.д. Да и по 35 минут его никто не нагружал. Он рассказывал: «Никогда так много свободного времени у меня во время матча не было. Я и красивый зал успевал рассмотреть и за зрителями понаблюдать – что они едят, чем запивают»… Сколько лет отыграл в НБА и был лучшим. Майкл Джордан про Сабаса сказал: «Представляю, что этот парень здесь творил бы, приедь на 10 лет раньше и со здоровыми ахиллами».

Полную версию интервью читайте на sovsport.ru

Личное дело

Арвидас Ромас Сабонис, родился 19 декабря 1964 года в Каунасе (Литва).

Выступал за «Жальгирис» (Каунас) (1981-1989), «Вальядолид» (1989-1992) «Реал» (1992 – 1995) (оба - Испания), «Портленд» (НБА) (1995-2001)

Трехкратный чемпион СССР, двукратный чемпион Испании, победитель Евролиги-1995 в составе мадридского «Реала».

Олимпийский чемпион-1988, чемпион мира-1986 и чемпион Европы-1985 в составе сборной СССР.

Вице-чемпион Европы-1995, двукратный бронзовый призер Олимпиады (1992 и 1996) в составе сборной Литвы.

Введен в Зал славы ФИБА (2010), член баскетбольного Зала славы имени Нейсмита (2011). С 2011 года президент Литовской федерации баскетбола.

Семейное положение: жена Ингри́да, три сына - Домантас, Та́утвидас, Жиги́мантас, дочь Аушри́не.