Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды19 февраля 2015 22:00

Дочь Елены Образцовой: «Отец очень тяжело переживал мамин уход»

Сегодня исполняется 40 дней, как ушла из жизни народная артистка СССР Елена Образцова. «КП» вспоминает великую оперную певицу вместе с ее дочерью Еленой Макаровой
Дочь певицы Елена с мужем

Дочь певицы Елена с мужем

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

- В сентябре в Петербурге должна открыться Международная Академия Музыки Елены Обрацовой, с которой она связывала большие надежды. У нее была своя программа и свой метод преподавания, которые она планировала там реализовать. Насколько эти планы теперь осуществимы?

- Много лет мама добивалась этой Академии. Ее коллеги открывали свои школы, академии... И только ей то не давали землю под строительство, то не давали здания. Это тянулось годами, что очень обижало маму. В итоге, не в Москве, а в Питере все-таки нашлось помещение рядом с Гостиным двором на Невском проспекте. Сейчас начинается период согласований, написания учебных программ и вообще впереди горы бумажной, но творческой работы. Не знаю, насколько мы успеем с открытием в августе, хотя, конечно, очень хотелось бы хотя бы Малую Академию для талантливых ребятишек. Надеюсь, все, что она задумала реализуется. В этом году обязательно пройдет юбилейный 10-й конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. А в следующем году пройдет еще и детский конкурс.

- Судя по количеству дел, которыми занималась Елена Образцова, у нее действительно были грандиозные планы. Насколько неожиданным был ее уход?

- О том, что мама борется с тяжелой болезнью, знали немногие. Полтора года назад ей поставили диагноз: начальная стадия лейкоза. Тогда врачи сказали, что надо делать пересадку костного мозга. Но мама ответила: «Нет». Она хотела работать, петь, хотя и понимала, чем может закончиться ее отказ от операции. Но взвесив все «за» и «против», решила, что пока возможно, она будет жить нормальной жизнью и заниматься любимой работой. У нее было много концертов, она играла в театре. До ее болезни, мы приезжали с одних гастролей, и сразу упаковывали чемоданы, чтобы ехать на следующие. Ее держала работа. Наверное, при другом отношении к профессии, она бы не стала тем, кем она была...

А летом случился рецидив, несколько месяцев она провела в Центре гематологии в Москве. На фоне лейкоза началось воспаление легких. Ее спасли наши врачи и снова зашел разговор об операции, которую надо было делать в университетской клинике Лейпцига, лучшей клинике, где лечат лейкоз у пожилых людей. Да и с донорскими клетками в Германии ситуация лучше, чем в России. И снова она сказала, что подумает... Это было ее право, ее выбор.

И только после очередных анализов, когда ей сказали, что в Лейпциг надо ехать завтра, она согласилась.

- Возможно, она боялась операции...

- Она вообще ничего не боялась. Часто говорила: «Бог не любит боязливых. Как я могу бояться, если я верующий человек».

Благодаря Правительству Российской Федерации, которое полностью оплатило ее лечение, вопрос с немецкой клиникой был решен в течение одного дня. В Лейпциге врачи сделали все, что могли. Но, к сожалению, это заболевание коварно и непредсказуемо. 30 декабря маме сделали пересадку костного мозга, а на следующий день на фоне проснувшегося сепсиса (накануне трансплантации иммунную систему пришлось «убить», чтобы не было отторжения донорской ткани) наступило ухудшение. Врачи ввели ее в искусственную кому. И уже вывести из нее не смогли. Из-за заражения крови начали отказывать внутренние органы. Этот процесс остановить было невозможно...

- В последние годы вы много выступали вместе с мамой. С ней было легко на сцене?

- У нас были совместные концертные программы, мы пели в оперных спектаклях. На сцене с ней было легко, она была хорошим партнером. Но с ней трудно было в процессе репетиций, подготовки программы. Мама была очень требовательной.

- Поэтому в свое время в учителя вы выбрали Монтсеррат Кабалье, а не Елену Образцову?

- Я никого не выбирала, так случилось. Монтсеррат Кабалье меня пригласила к себе учиться, когда я закончила третий курс Московской консерватории. Я с детства мечтала стать певицей. Но после школы поступила на журфак МГУ. Это был не столько мой выбор, сколько уступка родителям. Мама была убеждена, что до 19 лет, пока окончательно не сформируется организм, девушке не нужно идти в консерваторию. Скорее всего, это была ее уловка, чтобы меня от этой мысли отвадить. И уговорила поступать на журфак, поскольку считала, что я неплохо пишу. Но в итоге журфак я бросила и поступила туда, куда и стремилась - на вокальное отделение консерватории. А когда начала учиться у Монтсеррат Кабалье, приезжала в Москву только сдавать экзамены. Через год обучения мама услышала меня и наконец признала, что, наверное, поторопилась отправлять меня на журфак.

Елена Образцова с дочерью

Елена Образцова с дочерью

- Еще в советские времена Елена Образцова одна из первых оперных певиц стала самостоятельно, а не с театром, выезжать на гастроли за рубеж. Как думаете, почему западные импресарио приглашали ее чаще других?

- Приглашали не только маму. На гастроли выезжали Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Тамара Милашкина, Юрий Мазурок... В тот период они были лучшими в своем репертуаре, безотказными, жадными до работы. Они могли быстро влиться в новые постановки и выучить партию в сжатые сроки. Без высокой работоспособности в этой профессии делать нечего. Дело ведь не только в таланте. Петь на оперной сцене - это большой физический труд и зависимость от двух маленьких связок. За спектакль можно потерять до нескольких килограммов. И всегда, все время надо учиться, читать, слушать музыку, ходить в картинные галереи, изучать историю, литературу той эпохи, в которую тебе предстоит перенестись. Мама привозили с гастролей огромные альбомы по живописи. Изучала их в том числе, когда готовилась к своим ролям. Очень много читала, до последнего дня занималась. Она никогда не думала о карьере. Она хотела петь, выражать свои эмоции, чувства через голос. Для этого необязательно было выступать в «Ла Скала» или Метрополитен-опера. Она с тем же вдохновением пела на маленьких сценах.

- Был период, когда ваши отношения с мамой разладились. Ваши родители расстались. Вы заняли сторону отца. Елена Образцова вышла замуж за дирижера Альгиса Жюрайтиса. Кто сделал потом шаг навстречу?

- Мне было 16 лет, когда родители развелись. На мой тогдашний взгляд, у меня была идеальная семья и вдруг оказалось, что она не настолько идеальна. Поэтому для меня мир разделился на «до» и «после», на тех, кто виноват и тех, кто не виноват. Отца обвинять было не в чем. Он посвятил свою жизнь маме, тому, чтобы она могла петь, взял на себя все хлопоты по хозяйству, заботы обо мне. Мама часто была на гастролях. Но папа меня так воспитывал, что мне хватало даже немного общения с ней. У меня было ощущение, что я живу в очень счастливой семье. Когда мама решила с отцом развестись, любой человек, наверное, в той ситуации занял бы позицию, которую заняла я. Три года мы с мамой не виделись, не разговаривали. Как она это выдержала, я до сих пор не могу понять. Но постепенно отношения наладились. Главным образом благодаря отцу. Он до последнего дня сохранил уважение к маме, хотя у него уже другая семья и после развода они почти не общались. Когда мама умирала в больнице, мы с отцом созванивались каждый день. И он очень тяжело переживал ее уход.

Благодаря Правительству Российской Федерации, которое полностью оплатило лечение Образцовой, вопрос с немецкой клиникой был решен в течение одного дня.

Благодаря Правительству Российской Федерации, которое полностью оплатило лечение Образцовой, вопрос с немецкой клиникой был решен в течение одного дня.

Но на самом деле мне кажется, что за 30 лет, прошедших с развода моих родителей, моя мама спела сыграла и сделала столько, что это с лихвой должно было бы перекрыть этот странный интерес к событию столь далекому и глубоко личному. А спрашивают почему-то все еще про это. А не про тридцать лет прекрасной, полной находок, удач, радости творчества музыкальной жизни. Обидно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Умерла лучшая в мире Кармен

В Германии на 76-м году жизни скончалась народная артистка СССР Елена Образцова.

Всего два месяца назад Елена Васильевна дала концерт в Большом театре. Свой последний концерт. Но тогда этого никто не мог предположить. Это был юбилейный и праздничный вечер к ее 75-летию, которое актриса отметила в июле. Елена Васильевна пела партию графини из «Пиковой дамы». Наверное, она уже неважно себя чувствовала. Ей помогли выйти на сцену. Усадили в парадное кресло. А сцена, как известно, лечит. Вместо запланированной одной партии, она на бис исполнила еще несколько. Зал не давал ей уйти. Как будто бы чувствовал, что слушают этот завораживающий голос лучшей Кармен всех времен, великолепной Амнерис и таинственной Графини, в последний раз (читайте далее).

Елена Образцова завещала дочери: Ленка, когда помру, сделай так, чтобы всем было не грустно

Прощание с Еленой Образцовой проходило на Исторической сцене Большого театра. Играл симфонический оркестр. Над сценой звучал ее великий голос. Весь зрительный зал до верхних ярусов был заполнен публикой, которая несла актрисе цветы. На гражданской панихиде выступали официальные лица: Ольга Голодец, Владимир Мединский, Михаил Швыдкой, Александр Жуков, коллеги певицы: Иосиф Кобзон, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили, Александр Ширвиндт, Николай Цискаридзе. Многие говорили, что Елена Обрацзова была лицом и голосом русской оперы. Еще студенткой она вышла на эту сцену. А последний раз ей аплодировали здесь всего два с половиной месяца назад. Вспомнили ее грандиозный дебют в Метрополитен-опера в середине 70-х, когда зал рукоплескал ей стоя больше десяти минут. А потом было ее восхождение на лучшие оперные площадках мира. Ее именем назвали планету, хотя Образцова и есть планета, целый космос, который вмещал беззаветную преданность профессии, огромную любовь к жизни, искрометный юмор, талант дружбы, преданность ученикам...(подробности)